ВЫСТАВКА МАСТЕРА РОССИИ. КАМНЕРЕЗНОЕ И ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО

Колье «Яка чылбыры» — «Воротниковая застёжка»

Творческий дуэт "Райдо"
+7 927 404 94 48 / Гульназ; +7 904 664 57 44 / Ольга
afanasevagylnaz@gmail.com/Гульназ; mora_76@mail.ru /Ольга

Описание

2023 г.
Серебро, перегородчатая горячая эмаль, гранаты, жемчуг, кожа.
Ручное моделирование в воске, литьё, пайка.
Размеры: 310х 94х10 мм.
Вес: 86 г.
Колье создано по мотивам татарских народных украшений – женской воротниковой застёжки – яка чылбыры. Авторы исполнили его в своих техниках: ручное моделирование в ювелирном воске и горячих перегородчатых эмалях.
Просматривая как-то старинный и редкий альбом «Народное искусство», посвященный международной выставке, которая проходила в самом начале 20 века в Париже, обнаружили очень интересный экземпляр, выполненный мастерами села Рыбная Слобода Казанской губернии. Это была воротниковая застёжка, типичная для того времени в плане дизайна и исполнения. Но самое удивительное и примечательное было то, что узоры из серебра были в виде парных фигур драконов – удивительный факт, поскольку обычно использовался растительный орнамент и никогда не изображали животных по причине запрета в исламе. На гербе Казанского ханства был дракон Зилант. Авторы посчитали уместным соединить всё это в одну историю и создали свою версию старинной формы, но в современной интерпретации.

ОБ АВТОРЕ

Творческий дуэт "Райдо" (г.Казань, Республика Татарстан) Гульназ Мирзазяновна Афанасьева и Ольга Михайловна Родионова Члены Творческого союза художников декоративно-прикладного искусства. Работают в творческом тандеме с 2009 года. Гульназ по профессии психолог, Ольга - архитектор. Дуэт образовался ещё в 2009 году, когда и Гульназ, и Ольга обучались профессии "ювелир" в Казанском техникуме народных художественных промыслов. С тех пор придумывают и создают ювелирные произведения в соавторстве. В 2010 году впервые попробовали древнюю и трудоёмкую ювелирную технологию горячих эмалей. С тех пор это увлечение переросло в постоянную работу. Научились работать с этим непростым материалом в разных техниках: перегородчатая, станковая, расписная, выемчатая, витражная, на объёме, по скани. Горячая эмаль это не просто чудо ярких красок и соединения стекла с металлами, это верх мастерства и художественной выразительности. Поэтому по сей день эмаль считается элитным, сложнейшим и дорогим видом ювелирного искусства. Все годы сотрудничества мастера погружены в изучение истории: исследовали старинные техники обработки металлов и горячих эмалей; занимались реставрацией различных антикварных предметов и музейных экспонатов. В истории они черпают вдохновение для создания работ, интерпретируя и запечатлевая исторические сюжетные линии. Дуэт постоянно в пути, в поиске, что подчеркнуто и в названии "Райдо". Райдо - это рунический знак-символ, означающий "путь-путешествие". Изыскания авторов в области культурного и духовного наследия родного региона повели их по Великому Шёлковому пути. Это дало возможность использовать в изделиях иранские, русские, булгарские, татарские, индийские, китайские, узбекские и другие мотивы, поскольку в древности все эти территории связывала торговая сеть и обмен традициями. Так появились наши ювелирные шамаили, коллекция атрибутов правителей периода Казанского ханства (короны, посох, хаситэ), геральдическая брошь "Зилант", серьги "Умай", перстень "Страна престола", колье "Душа Востока", гарнитур "Волжская Булгария", колье "Шёлковый путь", коллекция "Афросиаб" и др. Работы дуэта "Райдо" находятся в Калининградском областном музее янтаря (г. Калининград), в Болгарском музее-заповеднике (г. Болгар, Республика Татарстан), в Музее татаро-мусульманской культуры в Исламском культурном центре (г. Саранск, Удмуртская Республика), в Рыбно-Слободском краеведческом музее (посёлок Рыбная Слобода, Республика Татарстан), а также в частных коллекциях. Дуэт - участник и призер более 20 ювелирных выставок в России и за рубежом. Имеет благодарность от министра культуры Республики Татарстан и от Болгарского музея-заповедника РТ, а также Благодарственные письма от Государственного краеведческого Рыбно-Слободского музея, Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, Благодарственное письмо от Палаты народных художественных промыслов и ремёсел Республики Татарстан.