ВЫСТАВКА МАСТЕРА РОССИИ. КАМНЕРЕЗНОЕ И ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО

Скульптура из камня «Улитка «Центробежная сила»»

2023 г.
Резьба по твердому камню
Авантюрин
Длина: 440 мм
Столь любимая игра в форму с образом улитки вновь находит новое воплощение в авторской камнерезной пластике. Каждая работа, посвященная этому образу, носит определенные творческие задачи для скульптора. Так, при работе с авантюрином Сергей Фалькин изначально отталкивался от самого камня, который и задал ему определенные границы, в которые он вписывал свою пластическую идею.

Работая не только со скульптурой, но и с пространством вокруг, художник раскрывает найденную форму только при рассмотрении со всех возможных ракурсов. Увеличенная в несколько раз улитка на первый взгляд крупна и медлительна, но ей придается ускорение заданной пластикой с другого угла зрения, и движение это дополнительно подчеркивается живописным рисунком камня. Эти неоднородные, будто расплывшаяся акварель, коричневатые природные пятна в камне, расположенные под наклоном и в неожиданном ритме, подчеркивают пластическое движение.

Легко поддающийся полировке авантюрин обладает практически стеклянным блеском, множественно отражая как блики на сложной форме скульптуры, так и природное золотистое мерцание камня.

Скульптура из камня «Улитка Абстрактная»

2023 г.
Резьба по твердому камню
Нефрит
Длина: 235 мм

Эксперименты Сергея Фалькина в поисках новых способов пластического прочтения образа улитки приводят к замысловатому и несколько загадочному результату в новой работе. Автор ставил задачей абстрагироваться полностью от материального подхода и в куске нефрита найти новую форму излюбленного образа. Так из рук мастера вышла работа – метаморфоза, которая в каждом из ракурсов обладает уникальным характером и экспрессией. С одной стороны, это закручивающийся вихрь природной геометрии улитки, с другой – она оказывается конструкцией, напоминающей Вавилонскую башню, а с третьей – будто и вовсе магический артефакт спирали времени.

Твердый, но податливый в руках мастера, нефрит позволяет создать множество мягких линий, разнонаправленных спиралей, перетекающих одна в другую. Полное отсутствие ровных плоскостей и углов придает работе эффект мягкости и текучести, что дополнительно подчеркивает внутреннюю динамику работы и ее переменчивый пластический характер.