ВЫСТАВКА МАСТЕРА РОССИИ. КАМНЕРЕЗНОЕ И ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО

Скульптура «Рожденный ползать №1»

2024 г.
Резьба по твердому камню.
Радужный обсидиан.
Размеры: 51х75х53 мм

«И вот взглянул он в ту даль, что
вечно ласкает очи мечтой о счастье.
— А что он видел…в пустыне этой
без дна и края?»
(М. Горький)

В результате постоянных пластических рассуждений Сергея Фалькина в поисках наиболее выразительной формы, но такой, которая заставит зрителя задержаться у работы, разглядеть ее, помыслить, на свет появляются образы – метаморфозы. Выразительно устремили взор в небесную пустыню не то черный ужик, скрученный с плотную спираль, не то условная решенная улитка, выглянувшая из своей раковины.
С одной стороны, скульптор создает очень гармоничную форму с перетекающими, закручивающимися линиями, без острых углов или плоскостей; предмет, очень тактильный и идеально умещающийся в ладонь, словно некий оберег или талисман. С другой – камнерезную миниатюру овеивает некоторый таинственный флер как благодаря глубоко черному обсидиану и контрастам с бликами, ярко играющими на полированной поверхности, но также и благодаря символике, которой обладают как уж, так и улитка. Издревле уж является символом мудрости, знаний, острого ума и находчивости, покровителем жилища, приносящим благополучие. Символический же образ спирали улитки часто говорит о бесконечности, а сама улитка является олицетворением терпения и настойчивости.
Бесконечная мудрость рождается в синтезе такого символизма, и, неожиданно, образ, который рожден ползать, начинает обрастать новыми смысловыми концепциями. А какими — предоставляется домыслить зрителю.

Скульптура «Фигура унтер-офицера Киевского гренадерского полка, Шенграбен, 4 ноября 1805 года»

2003 г.
Блокированная полихромная скульптура из камня, беление и оксидирование серебра, ручная гравировка и пайка.
Зеленый и белый сорта сибирского нефрита, серпентинит, родонит, уральская яшма, чукотский халцедон, гагат, золото, серебро, эмаль, дерево.
Высота: 280 мм.
М 1:10
Возле австрийской деревни Шенграбен русский арьергард под командованием генерала П.И. Багратиона преградил дорогу наполеоновскому маршалу Мюрату, дав главным силам М.И. Кутузова время и возможность беспрепятственно отойти и соединиться с резервами и союзными войсками. Весь день и всю ночь 4 ноября кипело ожесточенное сражение. 5-ти тысячный русский отряд стоял насмерть, сдерживая натиск 30-ти тысячного неприятельского корпуса. Особенно отличились в деле при Шенграбене Киевский гренадерский и Павлоградский гусарский полки. Выполнив свою задачу, отряд Багратиона сумел уйти от преследования и присоединиться к главным силам русских. Багратион в битве при Шенграбене показал французам, на что способен он, русский генерал, и его солдаты. Из свалки боя князь вывел самую малость израненных, окровавленных людей, и Кутузов, ожидавший полной гибели отряда, сказал ему: «О потерях не спрашиваю: ты жив – и слава Богу!» Унтер-офицер Киевского гренадерского полка. Гренадерский унтер-офицер одет в короткий мундир фрачного типа из темно-зеленого сукна, введенный в 1802 году. Отвороты фалд и погоны красные, скошенный стоячий воротник розового цвета. На груди против концов воротника пришито по шесть медных пуговиц. Обшлага на мундире круглые, приборного сукна, с узким клапаном темно-зеленого цвета и тремя пуговицами. Погоны, застегивающиеся на пуговицы, полагаются на обоих плечах. Фалды мундира находят друг на друга; внизу, на каждой фалде, в месте соединения суконной обшивки, пришито по пуговице. Галстук – с манишкой, из черного сукна. Зимние штаны пошиты из белого сукна, сапоги – смазные, тупоносые, с вырезом на задней стороне голенища. С 1805 года вместо гренадерских и фузелерных шапок были введены шапки из черного сукна высотой 20 см с козырьком и подбородным ремнем из черной лакированной кожи. Над козырьком крепится медная гренада и пуговица, а также черная кокарда с оранжевой каймой. У верхнего края шапки черный султан из конского волоса высотой 49.5 см. По верхнему краю шапки нашит золотой галун, верхняя часть султана белая с красной полоской. Нижний и боковые края воротника унтер-офицера, а также верхние края обшлагов обшиты золотым галуном. Вместо патронной сумы на поясе крепится подсумок. Кроме того, унтер-офицеру полагаются замшевые перчатки и камышовая трость. Ранец круглой формы из черной кожи застегнут на три пряжки. Надет он через левое плечо левым боком вверх. К середине ранца прикреплена водоносная фляжка. Оружие – шпага с тесачным клинком и унтер-офицерское винтовальное ружье образца 1798 года с трехгранным штыком. И 1801 году солдатам были обрезаны букли и укорочены косы, а с 1802 года волосы спереди и виски выстригали под гребенку, сзади волосы завязывали в плоскую косу, которая доходила до середины воротника. Пудра применялась только во время парадов.

Скульптура из камня «Фигура рядового фузелёрной роты Московского драгунского полка»

2005 г.
Блокированная полихромная скульптура из камня, беление и оксидирование серебра, ручная гравировка и пайка.
Черный, зеленый и светлоокрашенный сорта сибирского нефрита, нефритоид, уральская яшма, кахолонг, хризопраз, бирюза, халцедон, золото, серебро.
Высота: 230 мм.
М 1:10

Полтавская битва явилась кульминационным моментом в противостоянии России и Швеции в Северной войне в 1700 – 1721гг. Свершилось то, чего со времен Ивана Грозного ждали все русские люди – шведы потерпели сокрушительное поражение. Могущество армии Карла XII было подорвано. Рядовой фузелерной роты Московского драгунского полка. Драгун одет в регламентированную форму образца 1700г. Кафтан серовато-белый из некрашеного сукна, длиной до колен, не имеет воротника. Рукава не доходят до кистей рук, из-под них видно рубашечные сборки. Обшлага разрезные из голубого сукна. По верхнему краю прорезаны три петли, застегнутые на медные пуговицы. На спине и боках, от пояса к подолу, идут разрезы. При этом со стороны спинного разреза для украшения нашиты петлицы. Спереди ниже пояса прорезаны карманы с пятиконечными зубчатыми клапанами, которые застегнуты на четыре пуговицы. Вдоль борта нашиты медные дутые пуговицы, которых, в зависимости от роста солдата, могло быть от 12 до 16. Голубой шнурок на левом плече – прообраз погона – служит для фиксации перевязи. Подбой кафтана и оторочка петель голубые. Камзол голубого цвета носится под кафтаном, он такого же покроя, но короче и уже, без обшлагов. Штаны – длиной до колен, из козловой кожи. В конном строю драгунам положены были ботфорты – тупоносые смазные сапоги с раструбами, клапанами и железными шпорами. На руки надеты перчатки из лосиной кожи с большими раструбами. Шляпа черная, шерстяная, с круглой тульей. Поля шляпы обшиты галуном и завернуты вверх, образуя треуголку. С левой стороны пришита камзольная пуговица. Галстук изготовлен из черной материи. Волосы длинные, до плеч, расчесаны на прямой пробор. Вооружение солдата состоит из драгунской фузеи со скобой и палаша. В конном строю фузея носилась на пантальере – лосиной перевязи с крюком. Через правое плечо надета лядунка, тоже на лосиной перевязи. Черный и разные светлоокрашенные сорта сибирского нефрита, монгольская бирюза, белореченский кварцит, металл, дерево. Сержант Нижегородского пехотного полка. Унтер-офицер одет в регламентированную форму для пешего строя образца 1700 года. От рядового состава внешне его отличают золотые галуны на деталях кафтана и на шляпе, а также холодное древковое оружие – алебарда.

Скульптура из камня «Фигура рядового лейб-гвардии Драгунского полка. Фер-Шампенуаз, 25 марта 1814 года»

2009 г.
Блокированная полихромная скульптура из камня, беление и оксидирование серебра, ручная гравировка и пайка.
Черный и зеленый сорта сибирского нефрита, уральская яшма, кахолонг, кремень, халцедон, мрамор, золото, серебро, эмаль, дерево.
Высота: 230 мм.
М 1:10

В марте 1814 года союзники по антифранцузской коалиции разбили Наполеона при Лаоне и Арси-Сюр-Об. Наполеон отошел в направлении на Жуанвиль, рассчитывая этим маневром отвлечь союзные войска от Парижа. В ходе преследования, у деревни Фер-Шампенуаз, 14 тысяч союзников во главе с Барклаем-де-Толли напали на пехотные корпуса маршалов Мармона и Мортье, насчитывавших 23 тысячи человек. До Парижа оставалось 120 километров, и французы дрались как львы. В конце концов, Мармону и Мортье удалось отойти с остатками войск, но часть французской пехоты оказалась окружена кавалерией союзников. Им предложили сдаться, но они отказались и погибли под клинками и копытами. Сражение под Фер-Шампенуазом имело огромное значение. Французы, понеся в нем тяжелые потери, не сумели прикрыть подступы к Парижу. Путь на столицу был открыт, и армия коалиции устремилась к сердцу Франции. Рядовой лейб-гвардии Драгунского полка. Среди частей, доблестно сражавшихся с французскими пехотными каре, был и лейб-гвардии Драгунский полк. Он был сформирован в 1809 году. Интересно, что элементы его обмундирования и амуниции заимствованы у других родов войск. Мундир должен быть таким, как в Лейб-гвардии Литовском полку: темно-зеленое сукно, красный суконный воротник ; такого же цвета были отвороты лацканов, фалд и обшлага. Каски были одного образца с конногвардейскими и кавалергардскими. Прочие мундирные и амуничные принадлежности, а также оружие предписано было носить такими же, как в армейских драгунских полках. Рядовой лейб-гвардии Драгунского полка одет в уставную форму образца 1812 года. На левой руке он носит белую повязку как символ, отличительный знак частей антинаполеоновской коалиции. Хотя в конце 1812 года ружья в драгунских полках были официально отменены, солдат, тем не менее, вооружен трофейным французским драгунским мушкетом образца 1777 г. со штыком и погонным ремнем. Холодное оружие – трофейная же французская сабля модели IV г.

Скульптура «Фигура рядового гренадерской роты лейб-гвардии Финляндского полка. Лейпциг, 4 октября 1813 года»

2012 г.
Блокированная полихромная скульптура из камня, беление и оксидирование серебра, ручная гравировка и пайка.
Черный и зеленый сибирский нефрит, калканская и ревневская яшма, кахолонг, белореченский кварцит, халцедон, мрамор, золото, серебро, дерево, эмаль.
Размер: 280 мм.
М 1:10

4 октября 1813 года на равнине у г. Лейпцига началась и три дня длилась величайшая из битв наполеоновской эпохи, ставшая решающей в ходе коалиционной войны против Франции и получившая в истории название «битва народов». Со стороны коалиции в ней участвовали русские и пруссаки, австрийцы и шведы, а в составе армии Наполеона сражались, кроме французов, поляки, голландцы, саксонцы, бельгийцы, итальянцы. Лейпцигское сражение закончилось поражением Наполеона, от которого его армия уже не смогла оправиться. Однако и союзники не достигли цели – окружить и уничтожить французов они не смогли. Обе стороны понесли невиданные в начале 19 века потери: союзники от 54 до 80 тысяч убитыми и ранеными (из них 38 тысяч русских, вынесших основную тяжесть сражения), их противник – более 60 тысяч убитыми и ранеными, 20 тысяч пленными и 325 орудий. Несмотря на чрезвычайно ожесточенный и кровопролитный характер сражения, в нем не нашли реализации полководческие способности ни Наполеона, ни его соперников. Исход сражения, в котором обе стороны продемонстрировали образцы величайшего мужества, определило простое численное превосходство войск антифранцузской коалиции. Истории известна судьба рядового Леонтия Коренного. Грудь богатыря украшал Георгиевский крест, врученный ему за проявленную в Бородинском сражении храбрость. В октябре 1813 года в знаменитой «битве народов» под Лейпцигом 3-й батальон полка был атакован значительно превосходящими силами противника и начал с боем отходить. Часть батальона оказалась прижатой к высокой каменной ограде. Л. Коренной помог перебраться через нее батальонному командиру и раненым офицерам, а сом с горсткой храбрецов остался прикрывать отступающих товарищей. Вскоре он остался один и яростно отбивался штыком и прикладом от наседавших врагов. В бою он получил 18 ран, был пленен. Восхищенные мужеством русского солдата, французы оказали герою медицинскую помощь, и, когда к тому вернулись силы, отпустили в знак уважения его доблести. За мужество Леонтий Коренной был произведен в подпрапорщики и стал знаменосцем полка. Ему была пожалована особая на шею серебряная медаль с надписью «За любовь к Отечеству». За участие в битве народов лейб-гвардии Финляндскому полку были пожалованы серебряные трубы с надписью «В вознаграждение отличной храбрости и мужества, оказанного в сражении при Лейпциге 4 октября 1813г.» Рядовой гренадерской роты лейб-гвардии Финляндского полка одет в зимний вариант регламентированной формы образца 1812г. Мундир из темно-зеленого сукна с высоким стоячим воротником имеет лацканы. Мундирные швы с выпушками красного цвета. На воротнике и обшлажных клапанах гвардейские петлицы. Темно-зеленые суконные панталоны в нижней части подшиты черными кожаными крагами, застегивающимися на медные пуговицы. Низкий кивер с большим развалом имеет высокий султан из конского волоса, гвардейскую эмблему и медные подбородные чешуи. В амуницию и снаряжение входят: шинельная скатка через левое плечо, патронная сума, портупея и черный кожаный ранец с привязанной к нему жестяной флягой. Ременная амуниция черная. Вооружение — русское пехотное ружье образца 1808 года с трехгранным штыком и шпага с тесачным клинком образца 1798 года.

Скульптура «Фигура рядового гренадерской роты Павловского гренадерского полка. Прейсиш-Эйлау, 8 февраля 1807 года»

2014 г.
Блокированная полихромная скульптура из камня, беление и оксидирование серебра, ручная гравировка и пайка.
Черный и белый нефрит, калканская яшма, кахолонг, мрамор, лазурит, долерит, белореченский кварцит, халцедон, золото, серебро, дерево, эмаль.
Высота: 230 мм.
М 1:10

Сражение между русской и французской армиями у города Прейсиш –Эйлау в Восточной Пруссии – для своего времени самое масштабное и кровопролитное столкновение во всей истории войн. Впервые за свою военную карьеру император французов Наполеон не смог добиться успеха в генеральном сражении. Достойный противник, русские, не знавшие страха и усталости, устроили привыкшему к победам завоевателю форменную кровавую баню. Чтобы избежать поражения и разгрома, Бонапарт вынужден был бросить в бой даже императорскую гвардию, чего ранее никогда не случалось. Несмотря на ужасающие потери с обеих сторон, баталия не выявила очевидного победителя, и только наступившая ночь и чрезмерное истощение сил положили конец бойне. Обе стороны, тем не менее, приписали победу себе. Павловский гренадерский полк, отличившийся в этом бою, имел славную историю и особенные боевые традиции. Гренадеры, отборная пехота, на головах носили традиционные высокие шапки-митры с медными налобниками. В начале 19 века в гренадерских частях митра была заменена кивером. Но эти изменения не коснулись Павловского полка, так как император Александр по окончании прусской компании в 1807 году, желая наградить «отличное мужество, храбрость и неустрашимость, с каковыми подвизался полк при неоднократных сражениях», повелел «чтобы в почесть онаго полка ныне состоящие в нем шапки оставить в том виде, в каком сошел он с места сражения, хотя бы некоторые из них были повреждены, да пребудут они всегдашним памятником отменной храбрости». Солдат одет в регламентированную зимнюю форму образца 1802 года, и помимо упомянутой выше гренадерской шапки с белым околышем и кистью носит шинель из серого некрашеного сукна. Обшлага на шинели круглые, а воротник и погоны – одного покроя с мундирными. Спереди шинель застегивается на семь плоских медных пуговиц. На спине находится клапан с пуговицей. Сапоги – смазные, тупоносые, с вырезом на задней стороне голенища. Портупея лосиная, шириной 5 см, с медной пряжкой и двумя лопастями для шпаги и штыковых ножен. Через левое плечо надета патронная сума на лосиной перевязи, через правое – цилиндрической формы ранец с прикрепленной к нему водоносной флягой и холщевая сухарная сумка. Нижний чин вооружен шпагой с тесачным клинком и русским пехотным мушкетом образца 1798 года с плоским трехгранным штыком. Седоусый ветеран носит усы и бакенбарды. С 1806 года волосы у нижних чинов велено было обрезать под гребенку, но полк находился в постоянных походах и боях, и исполнение распоряжения, как это часто бывает в таких случаях, весьма запоздало. Поэтому гренадер носит старомодную косу. Сюжет предполагает, что воин находится в рядах русской пехоты, отбивающей атаку французской тяжелой кавалерии, которую маршал Мюрат бросил на центр русской позиции в один из решающих моментов сражения. Митра-гренадерка сбита наземь предшествовавшим атаке картечным залпом.

art-picture.ru

Площадка art-picture.ru — международный ресурс, объединяющий людей, которые коллекционируют, создают, продают и покупают уникальные предметы искусства.
art-picture.ru представляет работы Мертвецова Дмитрия Николаевича.

Мертвецов Дмитрий Николаевич — новосибирский художник-камнерез, награжден орденом Перхина. Его призванием была тема военно-исторической миниатюры в технике блокированной скульптуры из природных камней-самоцветов. Фигурки выполнялись в едином масштабе 1:10 из цветных камней, дерева и металла. Мастеру приходилось с головой уходить в область исторической науки «Униформалогию».
Одну из работ Д. Мертвецова руководство Новосибирской области решило вручить в качестве личного подарка Президенту РФ В.В. Путину в честь празднования событий 1812 года. В 2012 году камнерезная миниатюра «Кульм, 17 августа 1813 года» была подарена В.В. Путину губернатором Новосибирской области В.А. Юрченко.
Еще одна из скульптур коллекции была подарена В.В. Путину 8 октября
2014 года в честь его дня рождения губернатором Новосибирской области В. Городецким.
Дмитрий Николаевич создал известную серию «Динозавры», давшую название целому направлению в камнерезной пластике – «Палеоанималистике». Не всякому художнику выпадает судьба стать родоначальником направления.

Маресев Николай Михайлович

Николай Михайлович Маресев (г. Москва)
Член Союза художников России.
Реставратор высшей категории в музеях Московского кремля.

Авторские работы мастера находятся в Оружейной палате Московского кремля и других музеях мира.

Миниатюра «Охотник»

2024 г.
Объёмная мозаика, мелкая пластика.
Яшма, кахолонг, телесный мрамор, долерит, агат, уваровит, ископаемая медь, бриллианты, серебро (золочение, родирование, патинирование).
Размер: 230х230х180 мм.
Вес: 4000 г.