ВЫСТАВКА МАСТЕРА РОССИИ. КАМНЕРЕЗНОЕ И ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО

Реставрация иконы «Преображения Господня»

Компания «Клиоэкспо», организатор выставок «Симфония самоцветов» и «Мастера России», провела благотворительную акцию по реставрации наборной иконы «Преображения Господня», которая находится в храме Преображения Господня в селе Нижние Прыски Калужской области.
Мы уже писали о том, как икона попала в храм, чем она ценна сегодня и почему заинтересовала организаторов выставки «Мастера России».
О восстановлении иконы «Преображения Господня» рассказывает реставратор Елена Парусова:
– Как только с иконы сняли стекло, стало очевидно, что работы здесь предстоит больше, чем казалось. Налицо были следы поздних вмешательств в живописный, и особенно в фактурный слой: икона была залита лаком, на минералах видны были следы пожелтевшего клея, многие камни сразу обвалились, хлопьями отлетала слюда, имела место усадка основы, на которую крепились минералы. На живописном слое под лаком были многочисленные следы потертостей, грязи, застыли крошки пирита и мелкая пыль.
Три этапа
Реставрация проходила в три этапа. Первый этап – это очистка иконы от пыли, лака, шатающихся и случайных камней, которые были вклеены во время предыдущих реставраций. Особенно трудно было убрать частички пыли с живописного слоя. Делалось это хорошо заточенным скальпелем и чрезвычайно осторожно, чтобы не повредить живопись.
Второй этап – это подбор камней по параметрам. Их нужно было подобрать и по цвету и по размеру так, чтобы вписаться в авторский замысел. История приобретения некоторых из них заслуживает отдельного рассказа. Для реставрации выбраны только те минералы, которые могли использовать мастера начала 19 века.
Третий этап – проверка того, насколько прочно «прижились» минералы на основе. И в завершении – посыпка крошкой пирита и слюды. Система кладки фактурного слоя в этой иконе такова, что минералы как бы возвышаются из единой массы земли – в этом есть аналогия с природным рельефом. Поэтому все пустоты и мелкие щелочки между ними нужно было заполнить. И это очень скрупулезная работа – в каждую трещинку пинцетом вставлялась крошка слюды или пирита. Казалось бы, что это просто фон и он вторичен. Однако он берет на себя эмоциональную нагрузку. Слюда и пирит дают естественный блеск и будто подсвечивают икону изнутри.
Реставрацией живописного фона и рамки занимался Павел Поляков.
Увидеть икону «Преображения Господня» можно будет на выставке «Мастера России- 2024» с 15 ноября по 8 декабря 2024 г. в БЦ «Амбер плаза», ул. Краснопролетарская, 36.
В видео Е. Парусой – этапы реставрации.
#мастерароссии #реставрацияиконы #симфониясамоцветов #минералы #ювелирныеизделия