ВЫСТАВКА МАСТЕРА РОССИИ. КАМНЕРЕЗНОЕ И ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО

Благотворительная акция по реставрации иконы «Преображения Господня»

2 июня в храме Преображения Господня в селе Нижние Прыски Калужской области по инициативе настоятеля храма иерея Тихона состоялась торжественная встреча, посвященная благотворительной акции по реставрации наборной иконы «Преображения Господня».
Главными гостями на встрече стали представители оргкомитета выставки «Мастера России. Ювелирное и камнерезное искусство. Московский самоцветный фестиваль — 2024» — икона «Преображения Господня» была отреставрирована на средства компании «Клиоэкспо», одного из организаторов этого проекта. На встрече присутствовали журналисты из Москвы и Козельска, съемочная группа православного телеканала «Союз», а также многочисленные прихожане храма.
Чем интересна икона
Наборные иконы стали создавать в начале 19 века. Технология их изготовления была построена на сочетании живописных фонов, плоских фигурок персонажей из папье-маше, а также разнообразного, тщательно подобранного заполнения из природных декоративных камней.
Первыми стали производить такие иконы мастера из Златоуста, одного из самых высокогорных городов Урала, используя в качестве природного материала уральские самоцветы. В конце 19 века художественную продукцию в виде наборных икон, горок производили в мастерской известного российского камнереза и живописца Алексея Кузьмича Денисова-Уральского ( 1864-1926 гг.). Он родился и провел свои молодые годы в Екатеринбурге, был влюблен в красоту Урала и многие свои произведения — как живописные, так и камнерезные — посвятил родному краю. Его работы, а также работы его мастерской отличались высоким уровнем профессионального мастерства, художественной фантазией и особым вкусом при подборе уральских минералов. Производство наборных икон было весьма трудоемким делом, выполнялись они штучно, по особому частному заказу.

История обретения иконы храмом
На встрече, посвященной восстановлению иконы, иерей Тихон рассказал собравшимся историю обретения иконы.
Произошло это в конце 80-х годов прошлого столетия. Тогда настоятелем храма Преображения Господня был митрофорный протоиерей Леонтий Никифоров. Как-то по делам прихода он в очередной раз приехал в Калужское епархиальное управление. В здании велись реставрационные работы. При разборе полуподвальных помещений была обнаружена необычная икона. Она стояла в коридоре управления в разобранном виде — фон, фигуры, гора и рама лежали по отдельности. Отцу Леонтию предложили забрать эту икону в храм, так как храм имеет главный престол в честь Праздника Преображения Господня.
Отец Леонтий икону забрал. Попросил знакомого реставратора привести ее в порядок и повесил в храме. Однажды в храм приехала экскурсионная группа из Горного института Москвы. Они заинтересовались иконой и попросили отца Леонтия забрать ее на экспертизу. Через некоторое время икону вернули со списком состава минералов и выразили мнение, что икона была изготовлена в мастерской А.К. Денисова-Уральского. Как можно было предположить, в Калужском управлении епархии она оказалась по воле случая. Денисов-Уральский возил по России свои работы и устраивал выставки в разных городах. Случилось так, что во время одного из переездов почти половина произведений пропала во время транспортировки. Икона «Преображения Господня» могла быть как раз из числа утраченных работ мастера.
Ценность в 21 веке
До наших дней дошли считанные образцы наборных икон. Некоторые из них хранятся в музеях, частных коллекциях. Они являются большой редкостью и представляют художественно-историческую ценность культурного наследия России. Каждая наборная икона неповторима, индивидуальна, уникальна.
Икона «Преображения Господня» уникальна еще и тем, что находится в храме, выполняя свое изначальное предназначение.
Несколько лет назад при посещении храма Преображения Господня о существовании этой иконы узнала Галина Васильевна Ананьина — президент Фонда развития художественной промышленности и ювелирного искусства. В 2023 году Фонд, совместно с компанией «Клиоэкспо» (руководитель Ю.А. Василенко), стал организатором выставки «Мастера России. Ювелирное и камнерезное искусство». Это масштабное мероприятие приурочено к значимым датам в жизни А.К. Денисова-Уральского: 160-летию со дня его рождения, 120-летию его персональной выставки в Москве «Урал и его богатства». Именно поэтому организаторы выставки заинтересовались наборной иконой «Преображения Господня», планируя представить ее в экспозиции как одно из подлинных творений знаменитого мастера.

Осенью прошлого года представители оргкомитета выставки приехали в Нижние Прыски к иерею Тихону. Получив его благословение на экспонирование иконы, руководство компании «Клиоэкспо» приняло на себя обязательство о реставрации данного произведения искусства, так как прошедшие столетия не лучшим образом отразились на его сохранности.

Реставрация и новые открытия
О ходе реставрации, проблемах и вопросах, которые возникали в ходе этой работы, рассказала собравшимся на встрече в храме реставратор иконы Елена Парусова.
При первом же приближении к работе, реставратор столкнулась с многочисленными грубыми поздними реставрациями и вмешательствами. Почти половина самоцветов была утрачена либо заменена случайными камнями, минералы были покрыты пылью, на многих из них виднелись следы пожелтевшего клея, живописный слой потускнел…
В ходе реставрации не были обнаружены доказательства авторства и принадлежности иконы мастерской А.К. Денисова-Уральского. Компания «Клиоэкспо» послала запрос на искусствоведческое экспертное заключение главному специалисту по творчеству Денисова-Уральского доценту кафедры истории искусств и музееведения Уральского федерального университета Л.А. Будриной. Согласно экспертному заключению, время создания иконы на полвека опережает период творчества А.К. Денисова-Уральского.
Где можно увидеть икону
Реставрация иконы «Преображения Господня» завершена. Обновленная и сияющая гранями уральских самоцветов, она заняла свое прежнее место в храме Преображения Господня в селе Нижние Прыски.
Вскоре знакомство с этим произведением искусства будет доступно широкой публике. Икона «Преображения Господня» будет экспонироваться в исторической части выставки «Мастера России. Ювелирное и камнерезное искусство. Московский самоцветный фестиваль — 2024», которая пройдет с 15 ноября по 8 декабря 2024 г. в выставочном центре «Амбер Плаза» (Москва, ул. Краснопролетарская, 36).

На фото представители оргкомитета выставки «Мастера России» в храме Преображения Господня. Слева направо: Ю.А. Василенко, Г.В. Ананьина, Ф.В. Полуденный, настоятель храма иерей Тихон.